Те, кто играет негритянский реп, очень часто относят себя к черным просветителям современности, поэтому созданная ими музыка имеет ярко выраженный или приглушенный политический оттенок. Некоторые призывают словами песен хотя бы «позаботиться о самом себе». Естественно, есть в этом направлении и множество посредственных песен, зачастую лишенных смысла или банальных. Но в основном черный рэп можно назвать «великим отказом» (Герберт Маркузе). В рэп-композициях часто идеализируется недавнее прошлое с радикальными черными героями, такими как Malcolm X, Черные Пантеры, H. Rap Broun и MLK.
Поэтому можно считать, что в рэпе существует направление политического постмодернизма, призывающего хотя бы не поддерживать установленный общественный порядок если не бойкотировать его.
Здесь надо добавить, что в среде афроамериканцев очень распространены теории заговора белой расы против черного населения. Так, результаты опроса 1994 года продемонстрировали, что близко 30% американцев африканского происхождения всерьез воспринимают теорию создания болезней, направленных против черных, и поддерживают мнение, что СПИД был умышленно искусственно создан именно с этой целью. Средством погубить часть населения считают также алкоголь и табак.
Есть среди музыкантов те, кто считает рэп черный возможностью донести знания до представителей своей расы. Так, инициалы группы KRS-ONE – это сокращение от “Knowledge Reigns Supreme Over Nearly Everyone” (“Знание правит каждым как верховный правитель”). Их желание – побудить черные народы сбросить золотые цепи и серьезно задуматься над всем происходящим в этом мире и месте черных в нем. Начатая ими компания «Остановить насилие» реализуется рэпперами на их концертах, звучит в записях и доносится до масс посредством песен.
Есть среди черных рэпперов и такие, которые не считают концертную деятельность достаточным вкладом в улучшение судьбы черных, а активно ищут подтверждения заговора против африканцев в научных и военных документах Соединенных Штатов. К таким «гангстерам знания» относят «Радио черного освобождения» (Black Liberation Radio), деятельность Mbanna Kantako и Zears Miles. Найденную информацию они переводят на язык песен, зачастую единственный, к которому прислушивается черное население. Основная и скрытая информации объединяются в их произведениях в единый «черный информационный поток» (blackstream knowledge). Информация в их обработке становится средством утверждения и противостояния черных. Иногда такая борьба и подозрительность выходят за рамки здравого смысла и набирают форм «черной паранойи», когда подозрение вызывают невинные сообщения, а подтверждения войны белых против черных ищутся повсюду и любыми способами.
Аполитичные течения черного рэпа
Естественно, не все рэп-исполнители только и думают о политике и просвещении. Есть среди них и те, чьи песни наполнены нарциссическими или сексистскими мотивами. Это:
- 2 Live Crew
- Snoop Doggy Dogg.
В их текстах скользит презрение к женщинам, которые нужны только для собственного наслаждения. Само оформление дисков, не говоря уже о содержании песен, словно кричит: «Мы проповедуем гедонизм». Главными в жизни получаются джин с тоником, автомобили, деньги и секс. Герои песен Снуп и Догг Паунд далеки от страхов современного мира, переходящих порой в паранойю, им чужды проблемы угнетения и страданий. Они наслаждаются жизнью и ни о чем не задумываются, хотя такое времяпровождение нередко порождает апатию. Но Снуп считает нормальным жизнь гангстера с возможностью убивать, совершать преступления и отвлекаться от этого курением травки. Его агрессия направлена не против белых, а против своих же черных. За композиции, проповедующие насилие автор даже представал перед судом.
Уничижительная и грубая лексика подчеркивает проблемы непросвещенного общества: грубый сексизм, насилие внутри черного сообщества. Подобные тексты вызывают недовольство и протесты среди женщин- рэпперов. Такие появляются в альбомах певца Ice Cube, утверждая неприемлемость грубости и насилия по отношению к женщинам. Женоненавистничество и насилие очень глубоко проникли в рэпперский репертуар, где даже в пресс-релизах проскальзывают призывы «швырнуть женщину на пол». Но есть в черном рэпе и песни, посвященные «королевам черных кварталов» (исполнитель Соо lio, композиция “For My Sisters”).
Видео: Негритянский реп
|