Зарождение рэпа
Такой элемент хип-хопа, как рэп, появился в 70-х годах прошлого столетия. Родиной его считается нью-йоркский район Бронкс, куда его завезли ди-джеи Ямайки. Ритмичный речетатив быстро распространился по всему миру. Открывшийся «железный занавес» способствовал проникновению хип-хоп культуры на территорию СССР. Первые исполнители рэпа в России копировали стиль у западных рэперов. Выступали они на улицах, собирая поклонников среди молодёжи. Это был настоящая революция в культурной жизни, для многих стало смыслом жизни читать русский реп про любовь, дружбу, политику, наркотики.
Первоначально уличные банды облачались в «обноски южного Бронкса»: балахоны, банданы, широкие штаны с косячком в зубах, но потом решили отойти от этих стереотипов. Движуха переросла в молодёжную культуру, завоевавшую сердца пацанов и девчонок, как когда-то рок-музыка. Постепенно, несмотря на множество препятствий: огромные площади государства, консерватизм, движения расистов, запреты родителей, появляется отечественный рэп, полностью отделившийся от западного. Единой классификации стилей не существует. Многие из них совпадают с западными, что имеет вполне логичное объяснение.
Разновидности российских рэп-групп
Сгруппировать исполнителей можно по территориальному признаку, каждой территории характерна своя особенность, звучание, стиль. Таких территориальных групп можно выделить пять:
1) Ростовские, краснодарские, так называемый южный стиль: Баста, Каста, Песочные люди, Триада и др.;
2) Московские: Юг, DotsFamRec, Рома Жиган, ЦАО Records, Легенды про… и др.;
3) Санкт-Петербургские: Смоки Мо, Брок, ST, Крип-А-Крип, DA 108 и др.;
4) Уральские: АК-47, Точка невозврата, Капа, EK-Playaz, Стакан и др.;
5) Сибирские и дальневосточные: AntiRespect, ЗаСаДа Production, Юго-Запад, NTL, Плохие Белые, Диаспора, CzarAndAtures и др.
Новый русский рэп, кроме того, также можно поделить, исходя из творческого стиля. Первое направление – фристайл. Задача исполнителя – импровизировать и на ходу выдавать сочинённый речетатив под треки исполнителей, записи ди–джеев. Гораздо сложнее битбоксинг, когда рэпер читает текст, а битбоксер имитирует сложнейшие биты. Признанный отечественный гуру фристайла – Noize МС, который выигрывал множество турниров по данному направлению.
Виды русского рэпа
Другое течение – христианский рэп. Казалось бы, такое странное сочетание: рэп и Христианство. Ведь заповеди религии запрещают красть, убивать и сквернословить. Тем не менее направление получило развитие. Его приверженцы читают учения Христа, стараясь донести до слушателей его идеи, призвать к всепрощению и прочим добродетелям. Христианский русский рэп про любовь к Богу (Маранафа, Пепел, Gospel People) имеет серьёзные музыкальные аранжировки, отличается детальным подбором инструментов и, что особенно важно, качественными текстами, часто напоминающими псалмы. Исполнители, которые извращают смысл Священного Писания, не относятся к данному направлению.
Сложную музыкальную смесь рэпа и рока представляет собой альтернатива, больше известная как альтернативный рок. Речь читается на фоне жёсткого ритма, создаваемого ударными и искажённым эффектом дисторшн гитарами. Типичные представители: Дельфин, Кирпичи, Дубовый Гаайъ, чьи тексты в основном посвящены проблемам наркотиков, депрессии и другим социальным явлениям.
Психолирик-рэп отличается открытостью поэта, его основная особенность – смысл стихотворения. Лирические тексты словно пропущены через душу, правдивы и откровенны. Треки отличаются целостностью. Хотя рэперы-лирики (Многоточие, Fist, Птаха, Ассаи, Krec, Руставели) вынуждены зачастую выслушивать обвинения в пессимизме и «сопливости», тем не менее, их тексты написаны живо, ярко. Русский реп про любовь находит много почитателей, особенно среди прекрасного пола. Частые темы также: мир и человек, природа, вера.
Известен подпольный андеграунд-рэп. Появлялось большое число команд, делающих нечто, что сложно назвать музыкой, оправдываясь тем, что не стремятся к знаменитости и деньгам. Сложилось неверное впечатление об этом стиле, о его исполнителях, как о не умеющих ни сочинять тексты, ни исполнять их, не способных к написанию нормальной мелодии. Правильно же понимать андеграунд, как противоположный массовой культуре, гламуру. Он не приемлет общественные идеи, для него не существует стилистических границ, всеми признанных норм. Исполнители рэпа (D. F. R., Отрицательное Влияние, Иезекииль 25:17) призывают ценить внутренний мир, а не прикрытую мишурой и блёстками убогую натуру. Представителям андеграунда сложнее всего пробиться на сцену, им не помогают продюсеры, но, даже несмотря на это, они создают качественный рэп.
Одна из самых противоречивых форм – хардкор-рэп (Южный Централ, Голос Донбасса, Капа и Картофель, Злой Дух, Military Clan) с грубым речитативом и характерным инструментальным сопровождением. Тексты гласят, что «жизнь – дерьмо» и нужно бороться, чтобы выжить. От этого направления отделился позднее гангста-рэп, названный в народе «блатным», с часто нецензурными текстами на криминальную тему. В России родоначальником считается Da B.O.M.B., классическим представителем – группу Кровосток. Лирическая разновидность гангста-рэпа – джи-фанк, примечательный женским бэком и мелодичными ритмами. Российская команда, исполняющая в этом стиле – G-Style.
Существует ещё большое количество направлений хип-хопа, не столь популярных в нашей стране. Это грязный рэп, пропагандирующий секс, камеди рэп – пародийный стиль, джаз-рэп – интеллектуальное направление, требующее хороших музыкальных знаний. Ещё различают политический рэп, поп-рэп и др. Смело можно утверждать, что русский рэп – самостоятельное направление с собственным стилем, подачей и оригинальными текстами.
Видео: Рэп про любовь
|