История рэп-музыки ведет свое начало из далеких 70-х годов – все началось, когда Кул Херк, выступая на пати в одном из нью-йоркских клубов, начал разговаривать с толпой через микрофон. Хотя дело не шло дальше использования однообразных коротких фраз, посетителям вечеринки это понравилось и технику подхватили другие ди-джеи. Со временем короткие выкрики в зал стали разбавлять короткими лирическими фрагментами, а позже МС начали уже использовать то, что сейчас называется речитативом. В те времена чтение текстов под музыку еще не называлось рэпом – даже не смотря на то, что само слово уже давно использовалось в черной тусовке. Рэп-поединки – тоже явление довольно старое. Еще у арабских бедуинов существовала традиция, когда каждое племя выставляло по поэту-ритору и они начинали состязаться друг с другом, импровизируя в стихотворной форме. Похожие “баттлы” были у древних греков, скандинавских народов.
В начале 30-х годов в черных районах Нью-Йорка появились т.н. “дюжины” – dozens. Так назывались стихи, состоящие из трех четверостиший. Задачей читавшего дюжину было сочинять импровизированные стихи, читая их как можно четче и ритмичнее. В соревновании участвовали два “бойца”, которые читали друг другу дюжины, пока один из них не отступал. Основным лирических содержанием таких стихов было восхваление своих способностей, насмешки над противником, повествование о жизни черных кварталов и т.д. Антропологи описывали чтение дюжин, как определенное ритуальное действо – оно и понятно, ведь если ни один из противников не имел явного преимущества, дело часто заканчивалось дракой. Вообще, такая техника ритмичного чтения текста напоминает древние практики, которые использовались на африканском континенте. Чуть позже появился стиль Signifying – это были те же дюжины, но с элементами синкопирования, импровизации с ритмом.
Строго говоря, своей популярностью рэп обязан нью-йоркским дискотекам и фанк-концертам, на которых ди-джеи перекрикивались с танцорами, а публика пела песни вместе с исполнителями. Постепенно к микрофону начали выходить рэперы – они импровизировали под музыку. Конечно, это не было чистой импровизацией – каждый из них долго готовился, заготавливая впрок подходящие рифмы. Но по бумажке никто не читал – это факт. Популярность рэпа росла, он развивался, приобретал новые формы, пока не вырос в большое музыкальное направление.
|